Внешний вид автотранспортного средства ощутимо влияет на решение о покупке посредством невербального общения с потенциальным покупателем через его зрительное восприятие. Степень влияния данного фактора в различных сферах автомобилестроения отличается. Однако общая тенденция движется к увеличению влияния внешнего вида на покупателя при выборе автотранспортного средства. Это связано с тем, что автомобиль не только должен быть надежным, безопасным и экономичным, но и должен соответствовать имиджу владельца. Рассказ о продукте языком формы максимально раскрывая его суть, подчеркивая его техническое совершенство и выявляя его отличительные особенности, — это далеко не все, что может сказать внешний вид. В современных рыночных условиях наиболее значимым во внешнем виде автомобиля является возможность передать культурные и гуманитарные смыслы и знаки, посредством которых передаются ценности всего бренда, под которым продается продукт. Считывая данную информацию за достаточно короткий промежуток времени, потребитель не только определяет, как бы «удостоверяется», в техническом соответствии продукта, но и воспринимает сильные ассоциации с определенными смыслами. В случае их принятия и отождествления с собой становятся одним из способов самовыражения, будь это частное лицо или крупная организация. Задача создания тесной связи с потребителем на психологическом уровне, ее образной составляющей определяет выбор разработчиками того или иного объемно-пластического решения при создании конкретного объекта. Характер используемых решений зависит не только от целевой аудитории, но и от той идеи и общей стратегии, осознанно выбранной компанией производителем при создании своего продукта.
Объемная пластика — одна из составляющих элементов внешнего дизайна в современном автомобилестроении, которая является не только самовыражением дизайнера, его предпочтений и желаний, но и сложной, многоуровневой, построенной по определенным законам системой, которая наравне с технической и функциональной составляющей влияет на выбор покупатели, и обеспечивает конкурентоспособность продукции.
Для создания объемно-пластического решения существуют основные законы и приемы — это гармоничность, целостность формы, единство и актуальность стиля, образность формы. Данные приемы и законы принципиально не меняются с течением времени, меняется только мода, на какой-либо элемент используемых приемов. Однако изменения происхо- дят не равномерно. Как правило, новшества начинают распространяться с объектов, которые выпускаются большими сериями и имеют короткий жизненный цикл. Именно они наиболее подвержены модным влияниям в силу искусственно сокращенного жизненного цикла, а вследствие этого — ускоренного процесса проектирования с обостренной чувствительностью к пожеланиям потребителя к изменениям в форме. И в случае успешно найденного приема дальнейшие изменения распространяются на все остальные мелкосерийные и узкоспециализированные крупные объекты с необходимой интерпретацией.
В транспортном дизайне при проектировании можно выделить три основных объемно-пластических решения, которые можно условно назвать «рубленое», «скульптурное» и «смешанное».
«Рубленая» пластика — это сочленение плоскостей, имеющих геометризированный многоугольный периметр с закругленными или острыми углами. В современной интерпретации использование данной пластики в транспортном дизайне представляет собой модернизированные формообразующие принципы различных стилей, имевших в основе формы геометрические фигуры, приближенные к кубу, призме или другим, образованным гранеными поверхностями. Это и «рубленый» стиль, появившийся в 70-х годах, и отчасти автомобильный стиль «хай-тек», и аэрокосмический стиль, и другие, имевшие разную семантику и, соответственно, характер формы в вышеуказанном диапазоне формообразующего приема в зависимости от времени создания и целей, поставленных перед разработчиками. Однако в дальнейшем произошла некоторая модернизация и самой пластики и вызываемых ассоциаций. Это обусловлено дополнением образных рядов с уже существующими аэрокосмическими и футуристическими мотивами, которые перешли в разряд стилистики условно называемой «космической обыденности» (эти ассоциации связаны с широким применением данной пластики при создании декораций и объектов для фильмов космической тематики), такими элементами, как брутальность и мужественность. Под «космической» сохранился смысл, закладываемый в самом начале появления данной пластики, а вот под «обыденностью» здесь имеется ввиду то, что высокие технологии перешли из разряда элитарности в общедоступные. Изменения связаны с тем, что большинство производителей и бытовых приборов, и легковых автомобилей, и компьютерной техники начали широко применять для массовой продукции средней и низкой ценовой категории данное пластическое решение. В итоге этот тип пластики получил широкое применение в легковых автомобилях внедорожного назначения, грузовых автомобилях, а также коммерческом транспорте.