Построение математической модели начинается с преобразования облака точек в полигональную модель при помощи специального программного обеспечения, например RapidformXOR/Redesign или Geomagic Studio. Обычно для этого преобразования, происходящего в автоматическом режиме, применяется метод триангуляции, при котором вершины треугольных полигонов накладываются на точки, полученные в результате сканирования. На точность полученной полигональной модели данное преобразование влияет крайне не значительно, поскольку ее точность в первую очередь зависит от характеристик выбранной системы сканирования. Для удобства работы в большинстве программ предусмотрена возможность снижения точности и разрешения оцифрованной поверхности за счет уменьшения количества опорных точек либо перехода к сетке состоящей из четырехугольных полигонов. Затем в полученной полигональной модели устраняются дефекты: «зашиваются» разрывы сетки, полученные в результате сканирования, выравниваются края, оптимизируются и при необходимости сглаживаются полигоны.
После того как полигональная модель обработана и имеет сетку необходимого качества, начинается моделирование NURBS-поверхностей т.е. поверхностей построенных на основе B-сплайнов (базисных сплайнов), лежащих на полигональной модели.
В нашем случае нужно прибегнуть к ручному режиму построения NURBS-поверхностей, который позволяет воспроизвести детали любой сложности с необходимой степенью точности геометрических параметров и отклонения поверхностей от результатов сканирования. В этом режиме существует 2 варианта построения поверхностей на полигональной модели: с использованием сплайнов и без них. В первом случае полигональная модель в продольном и поперечном направлениях делится сплайнами на участки. Как правило, такие сплайны имеют от 50 до 100 опорных точек. Для получения «сглаженной» поверхности, количество опорных точек сплайна необходимо снизить до 5-10 в зависимости от формы. Затем на участке полигональной сетки, ограниченной со всех сторон оптимизированными сплайнами строятся поверхности. Качество (точность) поверхности можно регулировать двумя способами. Первый заключается в том, что на поверхности построения задается число опорных точек и величина допустимых отклонений от этих точек. Второй способ основан на использовании U,V сетки на поверхности. Отдельно задается число опорных сплайнов для параметра U и отдельно для параметра V, по которым затем и формируется поверхность. Первый способ более точно повторяет поверхность, полученную в результате сканирования, однако во многих случаях, в том числе и нашем, предпочтительным является второй, так как поверхность получается более «сглаженной». Аналогичным образом строятся поверхности на всех участках полигональной модели, которые затем "сшиваются" в единую результирующую поверхность. При данном варианте построения все поверхности имеют четкие границы, поэтому необходимости подрезать края не возникает.
Второй вариант построения поверхностей на полигональной модели без использования опорных сплайнов заключается в том, что выделяется необходимая область полигонов, на основе которых должна быть построена поверхность, а затем, применяя метод опорных точек и допустимых отклонений или метод параметров UV строится поверхность, которая расширяется во всех 4 направлениях до необходимых размеров.
После того, как построены все необходимые поверхности, выступающие края "обрезаются" по линиям пересечения поверхностей, а затем "сшиваются" в единую результирующую поверхность. Так как передняя маска троллейбуса является довольно сложной деталью, для получения поверхностей необходимого качества применялись различные варианты построения, а также их комбинации.
Полученную математическую модель проверяют по величине предельных отклонений от оцифрованной модели, а также анализируют кривизну полученных поверхностей.
Если качество поверхностей не удовлетворяет требованиям, то необходимо вернуться к этапам редактирования поверхностей или опорных сплайнов, отклонение которых так же можно контролировать. Для получения необходимого результата следует комбинировать различные методы построения и выбирать наиболее подходящий.