Особенностью предлагаемого методического подхода проектирования рабочего места является необходимость, при возникновении проблем в компоновке рабочего пространства на одном из шагов проектирования, перепроверки и внесение изменений на предыдущих шагах, вплоть до определения нового положения контрольных точек. Эта особенность служит своеобразной системой контроля при проектировании кабины с рабочим местом водителя. Переходя от наиболее важных параметров к второстепенным она не позволяет совершать конструкторам грубых ошибок.
Рассмотрим пример проектирования рабочего места водителя (оператора) на основе предложенного методического подхода.
1. Определение диапазона пользователей.
В соответствии с требованиями ТНПА принимается диапазон возможных пользователей, обеспечивающий удобство для наибольшего количества, из всех возможных вариантов людей разного роста и комплекции. Затем, на основе принятого или заданного диапазона пользователей с учетом назначения мобильной машины, производят выбор параметров сиденья оператора (водителя) с оптимальным диапазоном регулировок.
2. Определение положения контрольных точек AHP, R (Н), SWC.
Располагаем педали относительно передней стенки кабины и определяем положение точки AHP (пяточной точки). Далее задаём расположение (высоту и расстояние) до точки R, расположение которой зависит от типа транспортного средства. Относительно точки R располагаем сидение с точкой H. Точка SWC - центр рулевого колеса, определяется координатами относительно точек R(Н) и AHP. Контрольными параметрами, влияющими на ее расположение, являются: рабочая поза оператора, расстояние между бедром водителя и ободом рулевого колеса, диаметр и наклон рулевого колеса.
Рабочая поза оператора непосредственно связана с положением трех контрольных точек R(H), AHP и SWC. В свою очередь их положение определяется основными межсуставными нормативными углами, определяющими удобство расположения частей тела оператора при управлении транспортным средством.
3. Определение зон комфорта и досягаемости.
Эти зоны позволяют оценить необходимое пространство в котором могут располагаться органы ручного и ножного управления (рисунок 5), а также расстояния для наилучшего их размещения в зависимости от степени важности и способа управления.
4. Определение обзорности с места водителя.
В этой части проектных работ определяются размеры и расположение нормативных зон очистки стеклоочистителями переднего окна, а также углы нормативного поля обзора и не просматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна.
5. Определение параметров кабины, минимального рабочего пространства, дверного проема и рабочего места оператора.
На основе ограничений в виде полученных параметров в предыдущих пунктах определяются силовые элементы каркаса в рамках минимального рекомендованного рабочего пространства вокруг оператора. В данном случае размеры задаются относительно контрольной точки Н. Определяется удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, прорабатываются оптимальные характеристики и размеры монтажных отверстий, подходов, коммуникаций.
6. Проектирование органов управления, индикаторов и сигнальных устройств.
После определения основных параметров кабины определяются: тип, расположение, досягаемость, усилия приведения в действие, перемещение и способы управления органами управления, идентификация индикаторов и сигнальных устройств.
7. Взаимодействие водителя с физическими условиями на рабочем месте.
На этом этапе определяется соответствие возможностей человека и безопасности для здоровья, уровень напряженности функций физиологических систем и утомления человека, степень эмоционального воздействия на него процесса труда.
Преимущества предложенного методического подхода совершенствования проектирования рабочего места оператора состоят в следующем:
-основан на применении современных программных средств компьютерного моделирования, которые используются в конструкторских бюро;
-способствует росту производительности труда конструктора и качеству проектирования; предупреждает возможные ошибки проектирования;
-может быть применен для различных транспортных средств;
-лаконичен и прост в использовании. Таким образом, для совершенствования процесса проектирования, улучшения эргономических показателей рабочего места оператора и повышения потребительских качеств машины в целом, необходимо:
-перед началом проектирования проводить сбор и систематизацию требований ТНПА для проектируемой машины и рабочего места;
-группировать требования ТНПА по пунктам предлагаемого методического подхода;
-проводить проектирование рабочего места в соответствии с предлагаемой последовательностью шагов.